Сценарий литературной гостиной «Пешково – красивое село»
80-летию Геннадия Константиновича Федорищева посвящается
Цели и задачи:
- - знакомство с творчеством Г.К. Федорищева, с творчеством местных поэтов;
- обогащение духовного мира учащихся, коррекция их эмоциональной сферы;
- выявление одарённых и талантливых детей, занимающихся поэтическим творчеством;
- создание творческой среды; приобщение учащихся к самостоятельному чтению;
- развитие читательского интереса; развитие творческих способностей учащихся.
- формировать культурообразное мышление учащихся на основе интеграции знаний, полученных на уроках русского языка, чтения, истории, музыки; анализа и синтеза различных произведений искусства: литературы, музыки, живописи;
Приглашенные:
- Семья Федорищевых,
- Поэты, работники культуры. Библиотекари;
- Представители администрации Пешковского поселения;
- Делегации от 5-7 классов, 8-11 классы все;
- члены литературно-поэтического клуба "Пешковский огонёк",
Оформление зала:
- Красочно оформленная сцена актового зала, за столом – ведущие клуба «Пешковский огонёк»; выставка книжных изданий.
Оборудование:
- Мультимедиа; Компьютер;
- Музыкальная аппаратура;
Ход мероприятия
В1: Слайд 1 - Добрый день, уважаемые гости!
В2: Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной на заседании поэтического клуба «Пешковский огонёк».
В3: Наш клуб объединяет авторов поэзии и прозы, любителей литературного творчества, и просто любознательных людей.
В1: А проводим мы своё заседание сегодня в Литературной гостиной – в актовом зале Пешковской школы, где хозяйка – Малик Татьяна Петровна. Поприветствуем. Руководитель поэтического клуба «Пешковский огонёк» - Кадченко Вера Александровна.
В2: Разговор наш пойдет сегодня об удивительном человеке нашего прекрасного села Пешково.
В3: И наша с вами цель сегодня - познакомиться с творчеством сельского поэта Федорищева Геннадия Константиновича (поприветствовать), отметить его юбилей. Подготовить к изданию его сборник «Пешково – красивое село».
В1: Всегда в наших, даже в самых маленьких селениях были люди, по зову сердца пишущие стихи. Кто пишет для себя, для своих близких и друзей, кому-то удаётся опубликоваться хотя бы в местных поэтических изданиях, а иные на поприще стихосложения достигают немалых успехов.
В2: И сегодня, среди нас, живут и работают люди разных профессий, но их всех объединяет любовь к литературе, поэзии.
В3: Поэзия учит людей видеть красоту окружающего мира, открывает нам других людей, делает человека добрее и красивее.
В1: О современных поэтах нашей малой родины известно не очень много, хотя они живут среди нас. Казалось бы, обычные люди.… Но в суете постоянных забот они не перестают удивляться красоте родной земли, видеть то, что для многих из нас стало привычным и незаметным.
В2: Они учат нас гордиться своей малой родиной, ведут нас к мысли о том, что таланты рождаются, живут и создают гениальные произведения не только в столицах, но и в самых отдалённых уголках нашей страны.
В3: Так, в Азове живёт Николай Францевич Дик. Когда-то он работал в нашей школе, а сейчас известный в литературных кругах поэт, недавно у него вышел 10-й юбилейный сборник стихов. А мы поприветствуем Николая Францевича и предоставляем право ему и нашему юбиляру Геннадию Константиновичу зажечь свечу - символ нашего литературного объединения «Пешковский огонёк».
Николай Францевич и Геннадий Константинович зажигают свечу.
Музыка
Презентация – автобиография:
КВА: Слайд 2 - О своей биографии Геннадий Константинович говорит: «Жизнь она очень разнообразна и прекрасна, чтобы ни происходило».
Слайд 3 - Геннадий Константинович, родился на Украине 29 ноября 1939 года в городе Знаменка Кировоградской области.
- о школе Геннадий Константинович писал: первый, второй, третий классы начальной школы я окончил на Украине, на украинском языке. Четвёртый, пятый и шестой – на Сахалине. А седьмой, восьмой, девятый классы я заканчивал уже на Камчатке, в посёлке лесорубов. Здесь же и начал свою трудовую деятельность.
- А совсем мальчиком, в войну, благодаря матери, Геннадий побывал в Азербайджане, где горели нефтепромыслы; в Армении, где случилось землетрясение: и по комнате «ездила» кровать и упал шифоньер. А ещё, в Ереване, в госпитале, на подоконнике он видел танкиста без ног, с одной рукой, его держала медсестра, а он пел «Землянку», и народ под окном плакал…
- «О, какое это было время!» - восклицал юный поэт.
Слайд 4 – Поэтический и музыкальный дар проявился у Геннадия очень рано,
Слайд 5 – С баяном не расставался практически никогда. А будучи «дружбистом-вальщиком» в леспромхозе музыку слышал даже на лесоповале.
Слайд 6 – в 1966 году семья переехала в село Пешково на родину родителей. Поступил в Ейский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства.
Слайд 7 – Сразу же начал работать в колхозе «Заветы Ильича» в качестве электрика-силовика и автоэлектрика-аккумуляторщика. Где проработал до выхода на пенсию, получил звание «Ветеран труда».
Слайд 8 – В своей биографии Геннадий Константинович пишет: «Что касается хобби: пробовал писать маслом, увлекался музыкой – баян, писал стихи. Многократно публиковался в «Красном Приазовье» и даже в «Молоте», состоял в литобъединении города Азова».
Слайд 9 – публикации 1991 года.
Слайд 10 – Активная общественная работа, поэтическое творчество сделали Геннадия Константиновича уважаемым жителем нашего села.
Слайд 11 – Его стихи не раз читались на выпускных вечерах и на школьных праздниках. В 2013 году его внучка Наталья Федорищева окончила школу с золотой медалью.
Слайд 12– с большой любовью к школе и к селу написана Здравица школе к юбилею.
Слайд 13 - Встречи с поэтом по всем вопросам: о творчестве, о жизни..
Слайд 14 – А при необходимости заседание клуба «Поэтический огонёк» проводили прямо на дому у поэта.
Слайд 15 – ребята с интересом знакомятся с творчество Геннадия Константиновича.
Слайд 16 – Некоторых заинтересовала проза автора…
Слайд 17 – готовим следующее заседание клуба, думаем его посвятить прозе всех местных авторов…
Слайд 18 -
В1: Родина, Россия… Многострадальная наша земля. Какой поэт обошел стороной эту поистине вечную тему?
В2: Да, никто не остался равнодушным к теме Мира, Родины в своём творчестве.
- Песню «С чего начинается Родина?» исполняет Щербакова Алевтина Юрьевна.
В3: С добрых, ярких стихов начинается детство. Пусть детство пешковских ребятишек начинается с добрых стихов Геннадия Константиновича.
В1: Одна строчка из стихотворения Геннадия Константиновича «Пешково – красивое село» дала название нашей литературной гостиной. А сейчас мы послушаем стихи о нашем родном селе.
В2: Приглашаем чтецов:
6а класса – Лучинскую Анастасию, Матухно Екатерину, Калиниченко
6-б класса – Гомелева Вячеслава, Девяткину Полину, Акушевич Александра,
8-б класса - Фоменко Юлию, Александенко Елизавету,
5-а класса - Березную Лилю, Ярошенко Кристину. Бабич Константина
7-а класса – Доценко Ксюшу, Линник Полину, Шеремет Анну, Кузьменко Даню, Роменского Ярика, Костюкова Никиту, Аверина Никиту.
В3: Мы завершаем этот цикл песней Веры Кадченко «Запах Родины». Исполняет Матухно Екатерина – лауреат региональных и Всероссийских конкурсов.
В1: В стихах поэта мы увидели свежесть, образность, богатство эмоционального мира, которые сопровождают поэзию этого человека. Особенно ярко это проявляется в стихах о богатой и разнообразной природе нашего села.
В2: Приглашаем чтецов:
5б класса – Пархоменко Екатерину, Бугаенко Ирину, Копохову Анастасию, Гребещенко Ангелину, Оганнесян Нелли, Живых Викторию.
8-а класса – Устенко Даниила, Колесникову Анастасию,
9-а класса – Герасимову Алину, Слядневу Яну,
9-б класса – Беликову Викторию,
В3: Тема природы… Сколько всего ей посвящено! А мы завершаем этот цикл песней «За тихой рекой» Исполняет Яшнева Валерия – лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, двоюродная внучка Геннадия Константиновича.
В1: Стихотворение о суровой правде жизни из раздела «Будет жизнь вперёд идти» читает Коржов Александр, 5-а класс, «Боже мой!».
В2: Сегодня никто не равнодушен к поэзии, и не важно, есть у кого-то творческий подъем или нет, ведь написанные стихи, набросанные сегодня строки, оставят свой след на бумаге, а может и в душе.
В3: Еще одна вечная тема – тема школы: «Ещё школьных дней суета не остыла»
В1: Приглашаем чтецов:
9-б класса - Хугаеву Юлию, Колоеву Элину
10-го класса - Маврикову Елизавету, Бабич Дарью
В2: Без искусства, музыки, живописи и поэзии измельчает душа человеческая, погаснет ее яркость, красочность, насыщенность.
В3: Если у человека есть дар от Бога, он остаётся с человеком на всю жизнь. У Геннадия Константиновича есть именно этот дар.
В1: Мы очень рады, что в нашем селе, среди нас живут такие замечательные люди, с которыми можно поговорить обо всем, люди богатые душевной теплотой, люди, которые делают нашу жизнь краше и богаче. Они заполняют нашу жизнь, как весенний рассвет всего-всего, что есть на земле.
В2: У нас в литературной гостиной сегодня собрались люди, которые пришли поздравить с юбилеем Вас, Геннадий Константинович.
В3: Слово предоставляется:
- главе администрации Пешковского сельского поселения
___________________________________________________
- директору школы Малик Татьяне Петровне
___________________________________________________
_______________________________________________________
В3: Слово предоставляется - Члену Союза журналистов России, Союза писателей России, Союза литераторов Европы, Международной ассоциации литературы, культуры и искусства; участник Азовского городского ЛИТОбъединения "Петрович"; лауреату, призеру и члену жюри более двадцати всероссийских и международных литературных конкурсов, лауреат Международной литературной премии имени Игоря Царёва за 2017 год и много других почётных званий у Николая Францевича Дик. Вам слово.
(выступление Николая Францевича – 15минут)
В3: Слово предоставляется виновнику нашей встречи - Геннадию Константиновичу Федорищеву (если захочет):
В1: Сегодняшняя встреча надолго останется в нашей памяти, напоминая о теплоте и душевности стихотворений, о людях, собравшихся в нашем литературном клубе «Пешковский огонёк».
В2:. Спасибо вам большое! А литературная гостиница закрывается.
В3: Мы приглашаем вас всех на общее фото с поэтами.
Фотосессия.
Гостей, чтецов, учителей и всех учащихся
На чаепитие приглашаются наши гости в школьную библиотеку
В2: Меня эти стихи поразили своей неординарностью, пронзительностью, внутренней мощью и, что бывает редко, правдой жизни.
В3: Читая стихи этого поэта, нельзя не улыбнуться, ведь мы сразу же оказываемся в прекрасной стране, под названием «Пешково – красивое село»»
В3: Каждый бы из нас не заметил. Или заметил, но не отметил. А он и заметил, и отметил.
В1: Вот и получилось у него несколько сборников с детскими фразеологизмами, сборники со стихами и баснями.
Зоя Евгеньевна Хадыкина, ведущий библиотекарь ИКЦ города Азова так отзывается о стихах о природе Геннадия Константиновича Федорищева: «Безупречно владеет языком метафоры. В его строчках каждая метафора – изюминка:
Звезды с неба скользят на салазках,
Луч солнца — словно матери рука,
Месяц юный на высокий тополь влез…
Оригинально, свежо, это - поэзия!»
И это будет только на пользу. (Цветы)
Добрых стихов у Геннадия Константиновича много.
Читает стихи
В3: От картин до четверостиший. Это одна из загадочных, притягательных и красивейших тем. Скажите, пожалуйста, везде ли осень одинаковая? Или в Пешково она особенная?
На многие стихи написаны песни, даже на те, которые для этого не предназначены.
Вам слово, мы хотим услышать, как вы читаете.
Читает стихотворение «З И М Н Е Е С Е Л О»- Данченко Ксюша
Село - мое под теплым одеялом
Пушистых, серебрящихся снегов,
И речка Кагальник надежно стала,
И шапки меховые у стогов.
Деревья в белых платьях подвенечных,
В искуснейшей работы кружевах.
О, зимушка-зима с красою вечной,
В тебе и удаль русская жива!
Мальчишки мимо с хрустом пробегают:
Довольны и запыхались слегка,
Морозец шаловливый зажигает
Румянец спелых яблок на щеках.
Вокруг не снег, а россыпь бриллиантов.
Затихни — и услышишь легкий звон.
Прищурившись, глядят на солнце хаты,
Стряхнуть не в силах долгий зимний сон.
Пусть солнышко лишь светит, а не греет,
Под шубу забирается мороз...
Жаль, рассказать я толком не умею,
Как это все мне дорого до слез...
Читает стихотворение «ОСЕНЬ»: Бабич Даша
Дремлет нива, подернувшись дымкой,
Даль неясная тайны хранит.
В вышине неулыбчивой, зыбкой
Облаков неприступный гранит.
На ветвях октября рукоделье,
Недовольно гудят провода.
И травы посветлевшей кудели
Отражает речная вода.
Неуют под небесною крышей:
Нет ни ласки у дня, ни тепла,
И листочек отчаянно-рыжий
Прошуршал: «Вот и осень пришла».
Читает стихотворение «ОСЕНЬЮ» - Сляднева Яна
Осенний ветер зло терзает листья.
Их не спасти — они обречены.
Уже ноябрь, и вновь приходят мысли
О том, что стар и годы сочтены.
И каждый раз—раздвоенное чувство:
В нем смех и слезы рядышком живут,
Я рад тому, что жить постиг искусство.
Но в сердце боль, — ведь, близок вышний суд.
Гляжу на листья, сорванные ветром,
Любой из них исполнил честно долг.
Последний миг полета десять метров...
А все ли сделал в жизни я, что мог?
В листве опавшей мягко тонут ноги,
И я, как будто слышу тихий стон,
Мне так их жалко, сорванных, ей-богу,
Со всех деревьев и со всех лесов.
Неужто я похож на эти листья?..
Пока на ветке жизни трепещу.
А под ногами словно шуба лисья,
Что лишь одной природе по плечу.
Калитка. Дом. Открыт почтовый ящик.
Среди газет... от дочери письмо!
И стало вдруг теплее все и ярче, —
Помолодел и сердцем, и умом.
Читает стихотворение «Глубинка» - Рогозина Алиса
Там, под яром, речка Голубинка,
Наверху — деревня Комаровка,
Бедная российская глубинка,
Бога бы сюда в командировку.
Чтобы рассудил все честь по чести,
Да и кто сумеет это лучше...
Ни народ сюда теперь, ни вести...
Мир села бесценный в прах разрушен.
Сыч ведет ночами перекличку,
Нынешнего с прошлым, отошедшим.
Умерла деревня-невеличка,
В ней живет, похоже, только леший.
Забредите, люди, и останьтесь,
Пересильте страх труда большого,
Радостью деревни этой станьте,
Ей ведь жить завещано от Бога.
Читает стихотворение «Голуби» - Яшнева Лера
Как халатик, сумерки накинув,
К отдыху готовится село.
В купол неба, к ночи густо-синий,
Голубя с голубкой занесло.
Там, вверху, они еще в сиянье
Приазовской сказочной зари.
Может быть, у них сейчас свиданье?
Пара в выси медленно парит...
Поспешить бы с делом. День закончен,
Но стою и с завистью смотрю,
Как полет парящих птиц отточен,
«Мне бы - так», — я с грустью говорю.
Птицы — точки в голубом безбрежье.
Голуби мои иль не мои?
Как они счастливо безмятежны,
Сколько красоты полет таит.
Читает стихотворение – Веровская Мария
Когда проглянет зорька снова
Сквозь сумрак тающий ночной,
Мир залюбуется обновой —
В алмазной россыпи парчой.
Порозовеет лист березы,
Блеснут лукавством изб глаза,
Кивнут кокетливые розы,
Прольются синью небеса.
И растекутся звуки утра,
И серебристый тонкий звон
Волшебницы — природы мудрой
Опять возьмут меня в полон.
Читает стихотворение - Крутикова Юлия
Цвети, сирень, кукуй, кукушка,
Своди с ума, весенний день...
Село мое — судьбы игрушка —
В лице твоем раздумий тень...
...Грядет весна, а с ней заботы—
Из года в год, из века в век.
Работа, сельская работа...
Как в ней прекрасен человек!
Как он велик, и как он важен —•
Страну непросто накормить.
И в свой черед свое он скажет.
Коль будет он — все будет жить!
И вновь весна, и вновь такое
Творится — щепка к щепке льнет.
Лишилось все вокруг покоя,
Растаял в реках, в душах лед.
Дымятся зеленью деревья,
Спешат по делу муравьи,
И улыбается деревня,
Окошки распахнув свои.
Еще дороги не просохли,
Еще сердиты облака,
Домов не отогрелись кровли,
И радость лета далека.
И пусть... Весна в права вступила!
Теперь, хозяйкою она.
Чему весна недавно снилась, —
Все пробудилось ото сна...
...Так пусть же радостные чувства
Наполнят души через край,
И пусть цветет любви искусство
Весной — она любви сестра
Радость
Березовая тень легла на плечи,
Пришла пора немного отдохнуть,
А вдоль дороги тополя, как свечи,
И мимо них в село родное путь.
Я в щедрости природы растворился.
Вдыхаю трав тончайший аромат,
И ощущенье — будто вновь родился.
Нет, нет! Пожалуй, лучше во сто крат!
Лежу. Трава нежнее, чем перина.
Луч солнца — словно матери рука...
Цела во мне святая пуповина,
Что нас роднит с природою века.
В разливе сини белые барашки
Плывут, как дирижабли, надо мной.
А рядом клен зеленою рубашкой
Отводит от березки летний зной...
...И снова в путь, украшенный июлем.
Глаза ласкает зеркало реки.
С веселым свистом ласточки мелькнули,
В груди - тепло родившейся строки...
Чуть-чуть осталось — дальний говор слышу,
Не в честь меня ль заголосил петух?
Проглянули из-за деревьев крыши...
Избыток чувств. Захватывает дух.
Я рад селу, земле и солнцу в небе,
Полету птиц, и дню, и облакам.
Я рад воде и воздуху, и хлебу.
Носить бы нам все это на руках.
читает стихотворение «Предзимье»
Седина на траве и на ветках,
Седина на опавшей листве,
И погода — ну, прямо соседка
С шелухою на нижней губе.
На душе и в природе – предзимье,
Прежних радостей нет и следа,
Лишь дороже бесценное имя,
Да прозрачнее жизни вода.
Вьются легкие мушки-снежинки,
Долетают без смысла слова...
Утопающий — за соломинку,
А кого мне на помощь позвать?
Кто поймет до конца, до крупинки,
Примет к сердцу, отпустит грехи?..
Пробегают из жизни картинки:
Горе, радость и робко... стихи.
Читает стихотворение «»
День — как будто бы хины наелся.
День, как будто... Да сам я такой.
За окном – мутной дымки завеса
И кладбищенский мрачный покой.
Совпаденье? А кто его знает,
Может, это в порядке вещей?..
Кошка шорохам мира внимает,
А за нею следит воробей.
За стеклом – редко-редко снежинки.
Отчего бы всерьез не пойти?
Мать проносит картошки корзинку,
А герани приспело цвести...
А часам наплевать на погоду,
На меня наплевать, на герань.
Тик да тик—и натикали годы,
Придвигая конечную грань.
Я будильник беру, как котенка:
Сколько лет ты, жестяный, вместил?
Так. Всевышний услышал. Поземка.
Меня батюшка тоже крестил.
Читает стихотворение «Урок мира» - Шапарева Юлия
Отзвенел голосистый звонок.
Класс притих — лишь удары сердец.
Начинается Мира урок,
Где учителем старый боец.
Речь тиха, а за сердце берет,
Да и как же, скажите, не брать —
Он ребят в сорок третий ведет,
Врукопашную мост отбивать!
В окруженье, в дремучем лесу,
Бьются насмерть с врагами страны,
Вместе раненых дальше несут,
По дорогам ушедшей войны...
Голос воина крепнет, растет.
Зажигая притихших ребят.
И случится, что лихо придет,
Не попятятся парни назад!
Храбрый воин закончил рассказ.
Сколько грудь украшает наград!
Как же близки сердца их сейчас—
Ветерана и этих ребят!
Время вышло — с урока звонок.
Ветеран попрощался и встал,
Но запомнят ребята урок
И слова, что учитель сказал:
«Вы — надежда любимой страны,
Наша смена в великом труде,
Наши дочери, наши сыны...
Защитите Отчизну в беде».
- читает стихотворение из книги «100 лет любимой школе» - «Последние мгновения» - Альбина Забитова
Ну, вот и всё – последние мгновения.
Ты взрослым стал, приемник дорогой.
Как мне понятно в мир твоё стремленье,
А ты сейчас и прежний и другой…
Вокруг цветы и радостные лица.
Какой чудесный праздничный момент!
Со школой, с детством должен ты проститься,
Но пусть не гаснет в жизни детства свет.
Семья и школа многое вам дали,
И всякое бывало, да прошло.
Пока неясно видятся вам дали,
Ещё в ладонях держит вас село…
Так вот совет родителей и школы:
Какой бы путь судьба вам ни дала,
И пусть немало выпадет проколов,
Старайтесь никогда не делать зла.
Пусть каждый будет честным человеком,
Внимательным и добрым ко всему;
Пусть сердцем прикоснётся к болям века,
И жизнь не даст в обиду никому.