Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Сценарий литературной гостиной «Пешково – красивое село»

 80-летию Геннадия Константиновича Федорищева посвящается

Цели и задачи:

  • - знакомство с творчеством Г.К. Федорищева, с творчеством местных поэтов;
  • обогащение духовного мира учащихся, коррекция их эмоциональной сферы;
  • выявление одарённых и талантливых детей, занимающихся поэтическим творчеством;
  • создание творческой среды; приобщение учащихся к самостоятельному чтению;
  • развитие читательского интереса; развитие творческих способностей учащихся.
  •  формировать культурообразное мышление учащихся на основе интеграции знаний, полученных на уроках русского языка, чтения, истории, музыки; анализа и синтеза различных произведений искусства: литературы, музыки, живописи;

Приглашенные:

  • Семья Федорищевых,
  • Поэты, работники культуры. Библиотекари;
  • Представители администрации Пешковского поселения;
  • Делегации от 5-7 классов, 8-11 классы все;
  • члены литературно-поэтического клуба "Пешковский огонёк",

Оформление зала:

  • Красочно оформленная сцена актового зала, за столом – ведущие клуба «Пешковский огонёк»; выставка книжных изданий.

Оборудование:

  • Мультимедиа; Компьютер;
  • Музыкальная аппаратура;

Ход мероприятия

В1: Слайд 1 - Добрый день, уважаемые гости!

В2: Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной на заседании поэтического клуба «Пешковский огонёк».

В3: Наш клуб объединяет авторов поэзии и прозы, любителей литературного творчества, и просто любознательных людей.

В1: А проводим мы своё заседание сегодня в Литературной гостиной – в актовом зале Пешковской школы, где хозяйка – Малик Татьяна Петровна. Поприветствуем. Руководитель поэтического клуба «Пешковский огонёк» - Кадченко Вера Александровна.

В2: Разговор наш пойдет сегодня об удивительном человеке нашего прекрасного села Пешково.

В3: И наша с вами цель сегодня - познакомиться с творчеством сельского поэта Федорищева Геннадия Константиновича (поприветствовать), отметить его юбилей. Подготовить к изданию его сборник «Пешково – красивое село».

В1: Всегда в наших, даже в самых маленьких селениях были люди, по зову сердца пишущие стихи. Кто пишет для себя, для своих близких и друзей, кому-то удаётся опубликоваться хотя бы в местных поэтических изданиях, а иные на поприще стихосложения достигают немалых успехов.

В2: И сегодня, среди нас, живут и работают люди разных профессий, но их всех объединяет любовь к литературе, поэзии.

В3: Поэзия учит людей видеть красоту окружающего мира, открывает нам других людей, делает человека добрее и красивее.

В1: О современных поэтах нашей малой родины известно не очень много, хотя они живут среди нас. Казалось бы, обычные люди.… Но в суете постоянных забот они не перестают удивляться красоте родной земли, видеть то, что для многих из нас стало привычным и незаметным.

В2: Они учат нас гордиться своей малой родиной, ведут нас к мысли о том, что таланты рождаются, живут и создают гениальные произведения не только в столицах, но и в самых отдалённых уголках нашей страны.

В3: Так, в Азове живёт Николай Францевич Дик. Когда-то он работал в нашей школе, а сейчас известный в литературных кругах поэт, недавно у него вышел 10-й юбилейный сборник стихов. А мы поприветствуем Николая Францевича и  предоставляем право ему и нашему юбиляру Геннадию Константиновичу зажечь свечу - символ нашего литературного объединения «Пешковский огонёк».

Николай Францевич и Геннадий Константинович зажигают свечу.

Музыка

Презентация – автобиография:

КВА: Слайд 2 - О своей биографии Геннадий Константинович говорит: «Жизнь она очень разнообразна и прекрасна, чтобы ни происходило».

Слайд 3 - Геннадий Константинович, родился на Украине 29 ноября 1939 года в городе Знаменка Кировоградской области.

- о школе Геннадий Константинович писал: первый, второй, третий  классы начальной школы я окончил на Украине, на украинском языке. Четвёртый, пятый и шестой – на Сахалине. А седьмой, восьмой, девятый классы я заканчивал уже на Камчатке, в посёлке лесорубов. Здесь же и начал свою трудовую деятельность.

- А совсем мальчиком, в войну, благодаря матери, Геннадий побывал в Азербайджане, где горели нефтепромыслы; в Армении, где случилось землетрясение: и по комнате «ездила» кровать и упал шифоньер. А ещё, в Ереване, в госпитале, на подоконнике он видел танкиста без ног, с одной рукой, его держала медсестра, а он пел «Землянку», и народ под окном плакал…

- «О, какое это было время!» - восклицал юный поэт.

Слайд 4 – Поэтический и музыкальный дар проявился у Геннадия очень рано,

Слайд 5 С баяном не расставался практически никогда. А будучи «дружбистом-вальщиком» в леспромхозе музыку слышал даже на лесоповале.

Слайд 6 – в 1966 году семья переехала в село Пешково на родину родителей. Поступил в Ейский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства.

Слайд 7 – Сразу же начал работать в колхозе «Заветы Ильича» в качестве электрика-силовика и автоэлектрика-аккумуляторщика. Где проработал до выхода на пенсию, получил звание «Ветеран труда».

Слайд 8 – В своей биографии Геннадий Константинович пишет: «Что касается хобби: пробовал писать маслом, увлекался музыкой – баян, писал стихи. Многократно публиковался в «Красном Приазовье» и даже в «Молоте», состоял в литобъединении города Азова».

Слайд 9 – публикации 1991 года.

Слайд 10 – Активная общественная работа, поэтическое творчество сделали Геннадия Константиновича уважаемым жителем нашего села.

Слайд 11 – Его стихи не раз читались на выпускных вечерах и на школьных праздниках. В 2013 году его внучка Наталья Федорищева окончила школу с золотой медалью.

Слайд 12– с большой любовью к школе и к селу написана Здравица школе к юбилею.

Слайд 13 - Встречи с поэтом по всем вопросам: о творчестве, о жизни..

Слайд 14 – А при необходимости заседание клуба «Поэтический огонёк» проводили прямо на дому у поэта.

Слайд 15 – ребята с интересом знакомятся с творчество Геннадия Константиновича.

Слайд 16 – Некоторых заинтересовала проза автора…

Слайд 17 – готовим следующее заседание клуба, думаем его посвятить прозе всех местных авторов…

Слайд 18 -

В1: Родина, Россия… Многострадальная наша земля. Какой поэт обошел стороной эту поистине вечную тему?

В2: Да, никто не остался равнодушным к теме Мира, Родины в своём творчестве.

- Песню «С чего начинается Родина?» исполняет Щербакова Алевтина Юрьевна.

В3: С добрых, ярких стихов начинается детство. Пусть детство пешковских ребятишек начинается с добрых стихов Геннадия Константиновича.

В1: Одна строчка из стихотворения Геннадия Константиновича «Пешково – красивое село» дала название нашей литературной гостиной. А сейчас мы послушаем стихи о нашем родном селе.

В2: Приглашаем чтецов:

6а класса – Лучинскую Анастасию, Матухно Екатерину, Калиниченко

6-б класса – Гомелева Вячеслава, Девяткину Полину, Акушевич Александра,

8-б класса - Фоменко Юлию, Александенко Елизавету,

5-а класса - Березную Лилю, Ярошенко Кристину. Бабич Константина

7-а класса – Доценко Ксюшу, Линник Полину, Шеремет Анну, Кузьменко Даню, Роменского Ярика, Костюкова Никиту, Аверина Никиту.

В3: Мы завершаем этот цикл песней Веры Кадченко «Запах Родины». Исполняет Матухно Екатерина – лауреат региональных и Всероссийских конкурсов.

В1: В стихах поэта мы увидели свежесть, образность, богатство эмоционального мира, которые сопровождают поэзию этого человека. Особенно ярко это проявляется в стихах о богатой и разнообразной природе нашего села.

В2: Приглашаем чтецов:

5б класса – Пархоменко Екатерину, Бугаенко Ирину, Копохову Анастасию, Гребещенко Ангелину, Оганнесян Нелли, Живых Викторию.

8-а класса – Устенко Даниила, Колесникову Анастасию,

9-а класса – Герасимову Алину, Слядневу Яну,

9-б класса – Беликову Викторию,

В3: Тема природы… Сколько всего ей посвящено! А мы завершаем этот цикл песней «За тихой рекой» Исполняет Яшнева Валерия – лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, двоюродная внучка Геннадия Константиновича.

В1: Стихотворение о суровой правде жизни из раздела «Будет жизнь вперёд идти» читает Коржов Александр, 5-а класс, «Боже мой!».

В2: Сегодня никто не равнодушен к поэзии, и не важно, есть у кого-то творческий подъем или нет, ведь написанные стихи, набросанные сегодня строки, оставят свой след на бумаге, а может и в душе.

В3: Еще одна вечная тема – тема школы: «Ещё школьных дней суета не остыла»

В1: Приглашаем чтецов:

9-б класса - Хугаеву Юлию, Колоеву Элину

10-го класса - Маврикову Елизавету, Бабич Дарью

В2: Без искусства, музыки, живописи и поэзии измельчает душа человеческая, погаснет ее яркость, красочность, насыщенность.

В3: Если у человека есть дар от Бога, он остаётся с человеком на всю жизнь. У Геннадия Константиновича есть именно этот дар.

В1: Мы очень рады, что в нашем селе, среди нас живут такие замечательные люди, с которыми можно поговорить обо всем, люди богатые душевной теплотой, люди, которые делают нашу жизнь краше и богаче. Они заполняют нашу жизнь, как весенний рассвет всего-всего, что есть на земле.

В2: У нас в литературной гостиной сегодня собрались люди, которые пришли поздравить с юбилеем Вас, Геннадий Константинович.

В3: Слово предоставляется:

- главе администрации Пешковского сельского поселения

___________________________________________________

- директору школы Малик Татьяне Петровне

___________________________________________________

_______________________________________________________

 

В3: Слово предоставляется - Члену Союза журналистов России, Союза писателей России, Союза литераторов Европы, Международной ассоциации литературы, культуры и искусства; участник Азовского городского ЛИТОбъединения "Петрович"; лауреату, призеру и члену жюри более двадцати всероссийских и международных литературных конкурсов, лауреат Международной литературной премии имени Игоря Царёва за 2017 год и много других почётных званий у Николая Францевича Дик. Вам слово.

(выступление Николая Францевича – 15минут)

В3: Слово предоставляется виновнику нашей встречи - Геннадию Константиновичу Федорищеву (если захочет):

В1: Сегодняшняя встреча надолго останется в нашей памяти, напоминая о теплоте и душевности стихотворений, о людях, собравшихся в нашем литературном клубе «Пешковский огонёк».

В2:. Спасибо вам большое! А литературная гостиница закрывается.

В3: Мы приглашаем вас всех на общее фото с поэтами.

Фотосессия.

Гостей, чтецов, учителей и всех учащихся

На чаепитие приглашаются наши гости в школьную библиотеку

В2: Меня эти стихи поразили своей неординарностью, пронзительностью, внутренней мощью и, что бывает редко, правдой жизни.

В3: Читая стихи этого поэта, нельзя не улыбнуться, ведь мы сразу же оказываемся в прекрасной стране, под названием «Пешково – красивое село»»

В3: Каждый  бы из нас не заметил. Или заметил, но не отметил. А он и заметил, и отметил.

В1: Вот и получилось у него несколько сборников с детскими фразеологизмами, сборники со стихами и баснями.

Зоя Евгеньевна Хадыкина, ведущий библиотекарь ИКЦ города Азова так отзывается о стихах о природе Геннадия Константиновича Федорищева: «Безупречно владеет языком метафоры. В его строчках каждая метафора – изюминка:

Звезды с неба скользят на салазках,

Луч солнца — словно матери рука,

Месяц юный на высокий тополь влез…

Оригинально, свежо, это - поэзия!»

И это будет только на пользу. (Цветы)

Добрых стихов у Геннадия Константиновича много.

Читает стихи

В3: От картин до четверостиший. Это одна из загадочных, притягательных и красивейших тем. Скажите, пожалуйста, везде ли осень одинаковая? Или в Пешково она особенная?

На многие стихи написаны песни, даже на те, которые для этого не предназначены.

Вам слово, мы хотим услышать, как вы читаете.

Читает стихотворение «З И М Н Е Е  С Е Л О»- Данченко Ксюша

Село - мое под теплым одеялом

Пушистых, серебрящихся снегов,

И речка Кагальник надежно стала,

И шапки меховые у стогов.

Деревья в белых платьях подвенечных,

В искуснейшей работы кружевах.

О, зимушка-зима с красою вечной,

В тебе и удаль русская жива!

Мальчишки мимо с хрустом пробегают:

Довольны и запыхались слегка,

Морозец шаловливый зажигает

Румянец спелых яблок на щеках.

Вокруг не снег, а россыпь бриллиантов.

Затихни — и услышишь легкий звон.

Прищурившись, глядят на солнце хаты,

Стряхнуть не в силах долгий зимний сон.

Пусть солнышко лишь светит, а не греет,

Под шубу забирается мороз...

Жаль, рассказать я толком не умею,

Как это все мне дорого до слез...

Читает стихотворение «ОСЕНЬ»: Бабич Даша

Дремлет нива, подернувшись дымкой,

Даль неясная тайны хранит.

В вышине неулыбчивой, зыбкой

Облаков неприступный гранит.

На ветвях октября рукоделье,

Недовольно гудят провода.

И травы посветлевшей кудели

Отражает речная вода.

Неуют под небесною крышей:

Нет ни ласки у дня, ни тепла,

И листочек отчаянно-рыжий

Прошуршал: «Вот и осень пришла».

Читает стихотворение «ОСЕНЬЮ» - Сляднева Яна

Осенний ветер зло терзает листья.

Их не спасти — они обречены.

Уже ноябрь, и вновь приходят мысли

О том, что стар и годы сочтены.

И каждый раз—раздвоенное чувство:

В нем смех и слезы рядышком живут,

Я рад тому, что жить постиг искусство.

Но в сердце боль, — ведь, близок вышний суд.

Гляжу на листья, сорванные ветром,

Любой из них исполнил честно долг.

Последний миг полета десять метров...

А все ли сделал в жизни я, что мог?

В листве опавшей мягко тонут ноги,

И я, как будто слышу тихий стон,

Мне так их жалко, сорванных, ей-богу,

Со всех деревьев и со всех лесов.

Неужто я похож на эти  листья?..

Пока на ветке жизни трепещу.

А под ногами словно шуба лисья,

Что лишь одной природе по плечу.

Калитка. Дом. Открыт почтовый ящик.

Среди газет... от дочери письмо!

И стало вдруг теплее все и ярче, —

Помолодел и сердцем, и умом.

Читает стихотворение «Глубинка» - Рогозина Алиса

Там, под  яром, речка Голубинка,

Наверху — деревня Комаровка,

Бедная российская глубинка,

Бога бы сюда в командировку.

Чтобы рассудил все честь по чести,

Да и кто сумеет это лучше...

Ни народ сюда теперь, ни вести...

Мир села бесценный в прах разрушен.

Сыч ведет ночами перекличку,

Нынешнего с прошлым, отошедшим.

Умерла деревня-невеличка,

В ней живет, похоже, только леший.

Забредите, люди, и останьтесь,

Пересильте страх труда большого,

Радостью деревни этой станьте,

Ей ведь жить завещано от Бога.

Читает стихотворение «Голуби» - Яшнева Лера

Как халатик, сумерки накинув,

К отдыху готовится село.

В купол неба, к ночи густо-синий,

Голубя с голубкой занесло.

Там, вверху, они еще в сиянье

Приазовской сказочной зари.

Может быть, у них сейчас свиданье?

Пара в выси медленно парит...

Поспешить бы с делом. День закончен,

Но стою и с завистью смотрю,

Как полет парящих птиц отточен,

«Мне бы - так», — я с грустью говорю.

Птицы — точки в голубом безбрежье.

Голуби мои иль не мои?

Как они счастливо безмятежны,

Сколько красоты полет таит.

Читает стихотворение – Веровская Мария

Когда проглянет зорька снова

Сквозь сумрак тающий ночной,

Мир залюбуется обновой —

В алмазной россыпи парчой.

Порозовеет лист березы,

Блеснут лукавством изб глаза,

Кивнут кокетливые розы,

Прольются синью небеса.

И растекутся звуки утра,

И серебристый тонкий звон

Волшебницы — природы мудрой

Опять возьмут меня в полон.

Читает стихотворение  - Крутикова Юлия

Цвети, сирень, кукуй, кукушка,

Своди с ума, весенний день...

Село мое — судьбы игрушка —

В лице твоем раздумий тень...

...Грядет весна, а с ней заботы—

Из года в год, из века в век.

Работа, сельская работа...

Как в ней прекрасен человек!

Как он велик, и как он важен —•

Страну непросто накормить.

И в свой черед свое он скажет.

Коль будет он — все будет жить!

И вновь весна, и вновь такое

Творится — щепка к щепке льнет.

Лишилось все вокруг покоя,

Растаял в реках, в душах лед.

Дымятся зеленью деревья,

Спешат по делу муравьи,

И улыбается деревня,

Окошки распахнув свои.

Еще дороги не просохли,

Еще сердиты облака,

Домов не отогрелись кровли,

И радость лета далека.

И пусть... Весна в права вступила!

Теперь, хозяйкою она.

Чему весна недавно снилась, —

Все пробудилось ото сна...

...Так пусть же радостные чувства

Наполнят души через край,

И пусть цветет любви искусство

Весной — она любви сестра

Радость

Березовая тень легла на плечи,

Пришла пора немного отдохнуть,

А вдоль дороги тополя, как свечи,

И мимо них в село родное путь.

Я в щедрости природы растворился.

Вдыхаю трав тончайший аромат,

И ощущенье — будто вновь родился.

Нет, нет! Пожалуй, лучше во сто крат!

Лежу. Трава нежнее, чем перина.

Луч солнца — словно матери рука...

 Цела во мне святая пуповина,

Что нас роднит с природою века.

 В разливе сини  белые барашки

Плывут, как дирижабли, надо мной.

А рядом клен зеленою рубашкой

Отводит от березки летний зной...

...И снова в путь, украшенный июлем.

Глаза ласкает зеркало реки.

С веселым свистом ласточки мелькнули,

В груди - тепло родившейся строки...

Чуть-чуть осталось — дальний говор слышу,

Не в честь меня ль заголосил петух?

Проглянули из-за деревьев крыши...

Избыток чувств. Захватывает дух.

Я рад селу, земле и солнцу в  небе,

Полету птиц, и дню, и облакам.

Я рад воде и воздуху, и  хлебу.

Носить бы нам все это на руках.

читает стихотворение «Предзимье»

Седина на траве и на ветках,

Седина на опавшей листве,

И погода — ну, прямо соседка

С шелухою на нижней губе.

На душе и в природе – предзимье,

Прежних радостей нет и следа,

Лишь дороже бесценное имя,

Да прозрачнее жизни вода.

Вьются легкие мушки-снежинки,

Долетают без смысла слова...

Утопающий — за соломинку,

А кого мне на помощь позвать?

Кто поймет до конца, до крупинки,

Примет к сердцу, отпустит грехи?..

Пробегают из жизни картинки:

Горе, радость и робко... стихи.

Читает стихотворение «»

День — как будто бы хины наелся.

День, как будто... Да сам я такой.

За окном – мутной дымки завеса

И кладбищенский мрачный покой.

Совпаденье? А кто его знает,

Может, это в порядке вещей?..

Кошка шорохам мира   внимает,

А за нею следит воробей. 

За стеклом – редко-редко снежинки.

Отчего бы всерьез не пойти?

Мать проносит картошки корзинку,

А герани приспело цвести...

А часам наплевать на погоду,

На меня наплевать, на  герань.

Тик да тик—и натикали годы,

Придвигая конечную грань.

 Я будильник беру, как котенка:

Сколько лет ты, жестяный, вместил?

Так. Всевышний услышал. Поземка.

Меня батюшка тоже крестил.

Читает стихотворение  «Урок мира» - Шапарева Юлия

Отзвенел голосистый звонок.

Класс притих — лишь удары сердец.

Начинается Мира урок,

Где учителем старый боец.

Речь тиха, а за сердце берет,

Да и как же, скажите, не брать —

Он ребят в сорок третий ведет,

Врукопашную мост отбивать!

В окруженье, в дремучем лесу,

Бьются насмерть с врагами страны,

Вместе раненых дальше несут,

По дорогам ушедшей войны...

Голос воина крепнет, растет.

Зажигая притихших ребят.

И случится,  что лихо придет,

Не попятятся парни назад!

Храбрый воин закончил рассказ.

Сколько грудь украшает наград!

Как же близки сердца их сейчас—

Ветерана и этих ребят!

Время вышло — с урока звонок.

Ветеран попрощался и встал,

Но запомнят ребята урок

И слова, что учитель сказал:

«Вы — надежда любимой страны,

Наша смена в великом труде,

Наши дочери, наши сыны...

Защитите Отчизну в беде».

- читает стихотворение из книги «100 лет любимой школе» - «Последние мгновения» - Альбина Забитова

Ну, вот и всё – последние мгновения.

Ты взрослым стал, приемник дорогой.

Как мне понятно в мир твоё стремленье,

А ты сейчас и прежний и другой…

Вокруг цветы и радостные лица.

Какой чудесный праздничный момент!

Со школой, с детством должен ты проститься,

Но пусть не гаснет в жизни детства свет.

Семья и школа многое вам дали,

И всякое бывало, да прошло.

Пока неясно видятся вам дали,

Ещё в ладонях держит вас село…

Так вот совет родителей и школы:

Какой бы путь судьба вам ни дала,

И пусть немало выпадет проколов,

Старайтесь никогда не делать зла.

Пусть каждый будет честным человеком,

Внимательным и добрым ко всему;

Пусть сердцем прикоснётся к болям века,

И жизнь не даст в обиду никому.

Контакты

346760, Ростовская область, Азовский район, село Пешково, пер. Октябрьский 13


8(86342)3-01-35


pesh2007@yandex.ru